Часто задаваемые вопросы.

  • Как преодолеть детскую жадность? «Наш сын (три года) – жадина в квадрате. Не только свои игрушки никому не даёт, но и чужие отбирает. При этом считает их своими. Даже если рядом будет лежать точно такая же, он всё равно выдирает из рук другого ребёнка машинку или лопатку. Как это преодолеть?»

Отвечает детский психолог, кандидат социологических наук Алла Бучкова.

      Прежде всего отказаться от слова «жадина» в обращении к ребёнку. Раз за разом объяснять ему и показывать собственными действиями, что поступать нужно по-другому. В результате сын усвоит разницу между «своим» и «чужим». В три года он уже способен понять и принять информацию. Не всегда это происходит сразу, поэтому родителям нужно запастись терпением... Читать полностью..


  • Почему мой ребёнок плохо говорит?

Ответ подготовила Модылевская И.Б., учитель-логопед детского сада № 2 «Золотая рыбка».

Количество детей с речевыми нарушениями растет во всем мире. Речевые нарушения разнообразны, они зависят, во-первых, от сложности анатомо-физиологических механизмов, участвующих в формировании и протекании речи; кроме того, от тесного взаимодействия человеческого организма с внешней средой и от социальной обусловленности речи в отношении как её формы, так и содержания.

       Причины речевых нарушений... Читать полностью..


  • Мой сын уже целый год ходит в детский сад. Ему почти 3 года. Но он не говорит. До посещения детского сада, мы считали, что ему не хватает общения. Да и многие знакомые нам говорили: «Не переживайте! Вот пойдёт в садик и заговорит!» Но мой сын так и не говорит. Что же делать? К кому нам можно обратиться?

Ответ подготовила Елисеева М.Л., учитель-логопед детского сада № 50 «Кубик-Рубик»

Вы – прекрасная мама, раз так волнуетесь за развитие своего малыша. Давайте попробуем ответить для себя на следующие вопросы:

- Малыш не говорит совсем? или  - У него есть короткие слова, такие как: мама, папа, баба, киса, или звукоподражания: мяу, ав, бух?

- Ребёнок выполняет простые просьбы? Например: «Принеси мишку?», «Возьми карандаш и положи на стол?»  или  - Ребёнок не реагирует на Ваши просьбы?

В любом случае, Вам необходима консультация учителя-логопеда. До обращения к специалисту, предлагаю получить консультации следующих врачей:

- ЛОР-врач (поможет определить нет ли нарушений слуха. Вдруг малыш Вас просто не слышит?)

- ортодонт (поможет определить есть ли укороченная подъязычная уздечка, которая может «тормозить» процесс запуска некоторых звуков)

- ну и, конечно же, врач-невролог (невропатолог). Это один из важных врачей! (поможет определить, есть ли какие-то нарушения, которые мешают малышу заговорить).

После чего Вам с медицинской картой, где будут заключения данных врачей, нужно обратиться к учителю-логопеду детского сада.

Успехов Вам в развитии речи малыша!


  • Как объяснить ребенку, что мама не может купить все на свете?

Ответ подготовила Бутакова А.Н., педагог-психолог детского сада № 50 «Кубик-Рубик» 

Если ребенок постоянно требует покупать ему какие-то вещи или продукты, которые нужны лишь для того, чтобы что-то купить, а не являются необходимостью, то нужно задуматься, а стоит ли вообще брать на прогулку кошелек? Заведите правило: покупки могут быть только по воскресеньям! В воскресенье, когда вы идете в парк с качелями-каруселями, можно ребенка и побаловать. Но не каждый день! Разве это так трудно – «забыть» кошелек дома, чтобы не соблазнять ни себя, ни ребенка? Такой вот договор двух людей (ведь ребенок это маленький человек)  вполне может быть продуктивным. Либо вообще старайтесь не брать детей в магазин. Читать полностью...


  • У нас в семье папа картавит. Я говорю правильно. Последнее время отмечаю, что наш сын (ему 5 лет), тоже картавит. Сын проводит с отцом много времени. Он будет, как папа, неправильно произносить «Р»? Это передаётся по наследству?

Ответ подготовила Елисеева М.Л., учитель-логопед детского сада № 50 «Кубик-Рубик»

Неправильное произношение не передаётся по наследству. Ваш сын просто копирует папу, который является для него очень значимым, в эмоциональном плане, человеком.  Если Вас очень волнует звукопроизношение ребёнка, обратитесь за консультацией к логопеду. Скорее всего, звук «Р» можно будет поставить. Вот только закрепление звука в речи должны будете осуществлять Вы. Так как папа, в этом случае, не может быть эталоном правильной речи. Но если папа слышит своё неправильное произношение и у сына, он может поправлять его. Но, при этом, не используя слова со звуком «Р». Допустим, не «Скажи пРавильно», а «Скажи, как надо».


  • Как научить ребёнка пяти лет собирать за собой игрушки после игры?

Ответ подготовила Родионова С.М., воспитатель детского сада № 1 «Солнечный».

В возрасте пять лет дети уже способны убирать за собой игрушки на место после игр, но, что бывает чаще всего, дети это не делают или делают с большой неохотой и со слезами на глазах.

Есть небольшие хитрости, которые помогут родителям решить эту проблему.

Ну, во-первых, никогда не кричите на ребёнка, не оскорбляйте и не угрожайте, такое воспитание ни к чему хорошему не приведёт, а вы подпортите доверительные отношения с ребёнком. Начните убирать игрушки  сами - молча и показательно, затем попросите ребёнка о помощи... Читать полностью...  


  • Как научить ребенка вырезать ножницами?

Ответ подготовила Лютикова Т.В., воспитатель по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность) детского сада № 9 «Золотой петушок»

Работа с ножницами – одно из самых полезных занятий для детей дошкольного возраста. Вырезание отлично развивает мелкую моторику, улучшает координацию движений пальцев, мышление.

Часто маленьким детям вырезание дается нелегко, из-за этого они могут сильно расстраиваться и вовсе терять интерес к заданиям, где требуется работа с ножницами.

Почему детям бывает сложно научиться вырезать ножницами?.. Читать полностью...


  • Как говорить ребенку «нет»?

Ответ подготовила Алпатова А.В., воспитатель детского сада № 1 «Солнечный».

Вырастить ребенка без запретов невозможно. Большая часть запретов направлена на сохранение безопасности ребенка, а еще немалая – на обеспечение безопасности других. Очень сильно огорчает детей строгое «нет!», сказанное взрослыми. Но можно придерживаться следующих правил отказа.

Абсолютных запретов должно быть немного. Только то, что действительно опасно, нарушает законы, права людей.

Неабсолютные должны быть аргументированными (нельзя купить игрушку, потому что нет денег; нельзя кричать, потому что это не красиво, и т. п.)

Нельзя часто менять правила. Это дезориентирует маленького ребенка, а ребенок постарше поймет, что можно «нажать» на вас с помощью слез или обаяния.

Отказ должен быть сказан дружелюбным тоном. У ребенка не должно появиться ощущения, что его за что-то наказывают.

Предлагайте альтернативу. Нельзя самостоятельно трогать мамину бижутерию, но можно познакомиться с ней под маминым руководством.

Действуйте согласно возрасту ребенка. Если ребенок еще слишком мал, проще всего убрать в недоступные для него места все запрещенное.

Покажите ребенку на собственном примере, что запреты существуют не только для детей - они есть и для взрослых. И вы не пытаетесь их игнорировать.


  • Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте? 

Почему ГТО стоит прививать, именно, начиная с дошколят?

Ответ подготовила Панина А.А., инструктор по физической культуре детского сада № 1 «Солнечный».

Физическое развитие ребенка – это, прежде всего двигательные навыки. Координацию движений определяют развитием мелкой и большой моторики.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью... Читать полностью...


  • Как поднять авторитет отца в глазах ребенка? До трех лет отец практически не принимал участия в воспитании малыша, но сейчас семья воссоединилась, а ребенок не воспринимает отца, не слушается его, часто даже игнорирует или манипулирует им.

Ответ подготовила Бутакова А.Н., педагог-психолог детского сада № 50 «Кубик-Рубик».

Воспитание – это сложный процесс, который состоит из нескольких пунктов. Одним из важных элементов является родительский авторитет. Если пап долгое время отсутствовал, а потом резко решил стать главным в семье, то это вряд ли получится и уж точно не обрадует малыша.

Завоевание авторитета в глазах дочерей и сыновей – это забота и труд родителей. Он слагается из нескольких факторов: поведение мамы и папы, их отношение к работе и между собой. В каждой семье свои составляющие... Читать полностью...


  • Какое животное лучше завести для ребёнка дошкольника?

Ответ подготовила Родионова С.М., воспитатель детского сада № 1 «Солнечный».

По мнению специалистов, ребёнок дошкольник уже ближе к 6 годам начинает осознанно относиться к труду, учится быть самостоятельным. Уход за домашним животным может оказать большое содействие в этом. Если вы решили завести питомца, сразу хочется оговориться, что не стоит заводить экзотических животных, требующие специального ухода и условий содержания, которые даже взрослым бывают в тягость, не говоря уже о ребёнке дошкольнике. Детские психологи отмечают, что больше всего для детей подходят морские свинки, декоративные кролики, хомяки, кошки и собаки (конечно же, добрые и небольшие по размеру породы). Не стоит забывать, что на шерсть некоторых животных может быть аллергия.

Родителям также стоит помнить, что основная ответственность по уходу за животным ляжет, прежде всего, на их плечи, и от того, как родители себя проявят в уходе за питомцем, то и скопирует ребёнок. И ещё важный момент, питомца нужно заводить не ради забавы, а для того, чтобы у ребёнка воспитать  ещё и чувство ответственности.


  • Готовимся к школе вместе. В настоящее время всем родителям приходится посвящать занятиям с детьми большое количество времени, мне хотелось бы Вам помочь при домашней подготовке ребенка к школе.

Ответ подготовила Сенникова Е.О., педагог-психолог детского сада № 2 «Золотая рыбка».

Чтобы ежедневные занятия не стали тяжелой обязанностью для детей и родителей, очень важно определить время для занятий и отдыха. Возможно некоторые задания можно перевести  в увлекательные игры, обыденные дела и обычные совместные прогулки.

 Важно уделять дошкольнику хотя бы несколько часов в день. Родителям следует проявить фантазию, найти индивидуальный подход к своему ребенку, действовать, согласно его интересам... Читать полностью...


  • Как выучить стихотворение с ребёнком?

Ответ подготовила Караваева С.А., учитель-дефектолог детского сада № 7 «Лесная сказка».

Стихотворение – это небольшое произведение, в котором автор выражает свои чувства и переживания.  Стихи бывают как для взрослых, так и для детей. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов.  Этот навык можно и нужно тренировать. Во-первых, потому что это развивает память ребёнка, во-вторых, обогащает его кругозор, обогащает эмоции,  словарный запас, в-третьих, прививает культуру речи... Читать полностью... 


  • Какую спортивную секцию выбрать ребенку? В каком возрасте лучше отдать ребенка в спортивную секцию?

Ответ подготовила Маклакова И.А., инструктор по физической культуре детского сада № 7 «Лесная сказка».

Всем известно, что заниматься физическим развитием ребёнка необходимо с раннего детства. Это укрепляет центральную нервную систему, закаляет и повышает иммунитет, дисциплинирует.

При выборе вида спорта необходимо ориентироваться на темперамент, физическую готовность, медицинские показания, интересы ребенка, семейные спортивные традиции, а также бюджет, который родители готовы выделить на развитие будущего спортсмена... Читать полностью... 


  • Какие стихи дети учат в группе?

Ответ подготовила Родионова С.М., воспитатель детского сада № 1 «Солнечный».

В детском саду в каждой возрастной группе воспитатели с дошкольниками читают и разучивают различные жанры художественной литературы.  Все произведения (стихотворения, загадки, считалки и т. п.) подбираются в соответствии с рекомендациями программы, по которой работает данная группа, с учётом возраста детей, а также в соответствии  с событием, темой занятия, проекта, праздника и разучиваются еженедельно. Тексты художественных произведений  выкладываются в папки, которые доступны для просмотра родителями. Для свободного чтения или самостоятельного разучивания дома воспитатели предлагают родителям разные художественные произведения.


  • Можно ли детям приносить в детский сад свои игрушки?

Ответ подготовила Родионова С.М., воспитатель детского сада № 1 «Солнечный».

Детям разрешается приносить в детский сад с собой свои игрушки. Однако, родители должны понимать, что каждому воспитаннику группы непременно захочется поиграть принесённой игрушкой. Если Ваш ребёнок будет готов поделиться своей игрушкой с другими детьми, то можно разрешить ему принести игрушку в детский сад, если не готов  - договориться с ребёнком  и предложить ему поиграть игрушкой дома. Стоит помнить, если игрушка дорогая, то воспитатель, помощник воспитателя и администрация детского сада не несут ответственности за игрушки детей, которые приносят дети из дома. И ещё важный момент - игрушки должны быть безопасны для здоровья детей!


  • Как научить ребенка различать «лево» и «право»?

Ответ подготовила Фомина Е.Г., учитель-дефектолог детского сад № 7 «Лесная сказка».

1. Сначала  научите  ребенка  различать,  где  находятся  левая  и  правая  рука. Поскольку мышление у малышей конкретное, создайте ассоциации с другими предметами, т.е. объясните, что правая рука– та, в которой он держит карандаш или ложку (или левая рука, если ребёнок – левша). 

2. Если путаницы с руками уже не будет, откройте ребенку еще один «секрет»: все, что находится со стороны правой руки – тоже правое. Например, нога, глаз, ухо, щека и т.д. Собираясь в садик, говорите, что один ботинок нужно надеть на левую ножку, а второй – на правую... Читать полностью...


  • Ребёнок неохотно общается со сверстниками, не проявляет интереса и инициативы к общим играм. Что делать?

Ответ подготовила Гаркунова Н.Л., воспитатель детского сада № 7 «Лесная сказка»

Если ребенок слишком стеснителен и робеет в большом детском коллективе, помогите ему найти хотя бы небольшое количество товарищей (во дворе, на даче, в кружках).

Если вы обнаружили, что ваш ребенок столкнулся с неприятием сверстников, постарайтесь разобраться в причинах этой неприязни. Возможно, вы сможете помочь и изменить ситуацию в пользу своего ребенка, ведь иногда дети строят своё отношение к кому-либо, основываясь на непредсказуемых мелочах... Читать полностью...


  • Ребёнок дома не проявляет интерес к рисованию, лепке, аппликации. Что делать?

Ответ подготовила Гаркунова Е.Г., воспитатель детского сада № 7 «Лесная сказка»

Попробуйте вместе с ребёнком перенести эмоции после прочтения книги на бумагу, создайте иллюстрацию к сказке или слепите сказочных героев из пластилина. 

Ребёнка научите новому интересному приёму обращения с бумагой и красками. Для этого альбомный лист складывают пополам, краски смешивают с мыльной водой, а затем кисточкой капают на сложенную бумагу. Если после этого её развернуть и прижать к прокрашенной стороне чистую, получится симметрично расположенная абстракция, которую можно дорисовывать как угодно, благо, что у ребёнка отлично работает воображение... Читать полностью...


  • «Хорошие» и «плохие» мультики?!

Ответ подготовила Усатова Н.Н., педагог-психолог, д/с № 6  "Дельфин" 

    Были времена, когда в России детям показывали один раз в неделю фильм-сказку и дети с нетерпением ждали этого приятного события! И каждый  вечер еще одно телевизионное развлечение российского ребенка - «Спокойной ночи, малыши»  и из них только 15 минут сам мультфильм. Художественные фильмы и мультфильмы для показа детям отбирали тщательно, чтобы они приносили максимальное развитие и радость... Читать полностью...


  • Когда нужно обращаться за помощью к учителю-логопеду? 

Отвечает Модылевская И.Б., 

учитель-логопед, д/с №2 «Золотая рыбка»

Среди родителей широко распространено мнение о том, что учителя-логопеды только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное   произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ ребенка... Читать полностью...


  • Что стоит за «плохим» поведением ребенка? Что стоит предпринять родителям?

Ответ подготовила Усатова Н.Н., педагог-психолог, д/с № 6  "Дельфин" 

   Случилось так, уважаемые родители, что Вы сейчас 7 на 24 находитесь с ребенком дома. И иногда ребенок демонстрирует поведение, какое Вас явно не устраивает. У всякого действия есть причина. Попробуйте определить эти причины для своей семьи:

- желание добиться своего и именно сейчас, и ни минутой позже: игрушку, сладость, мультик, внимание родителя и т.д. - ребенок мал и не знает, как по другому можно сказать взрослому о своих желаниях;

- физическое недомогание ребенка;

- внутренняя реакция ребенка на внешние события в виде: гнева, страх, крика, длительного или не уместного смеха - из-за отсутствия знаний  и жизненного опыта, и не знание  правильных способов выражения своих чувств  в  той или иной ситуации;

- обычно, ребенок чувствует себя бесправным в семье и при «чужих ушах и глазах» всякий раз, заявляет о своих правах;

- «ножницы в воспитании», когда у одного родителя это можно, а у другого нельзя – протест и непонимание, как же быть, если рядом оба родителя?

- «зеркальное поведение»  - «норма»  или типичное поведение  как  члена вашей семьи

- и другие причины. Читать полностью…


  • Почему не говорит моя дочь? «Нашей дочери уже два с половиной года, но она до сих пор не заговорила. Хотя считается, что девочки развиваются быстрее мальчиков. Что делать?»

Отвечает детский психолог, кандидат социологических наук Алла Бучкова.

Для начала давайте разберемся, каковы общепринятые нормы речевого развития. Возраст  от года до трех считается наиболее благоприятным для развития речи ребенка. Как правило, годовалые малыши могут произносить от двух-трех до 15-20 слов, понимают при этом около 50-70 слов... Читать полностью...


  • Как определить: ребенок гиперактивен или просто полон энергии и подвижен? «У нас растет очень активный и непоседливый трехлетний сын. Несколько знакомых уже сказали, что он гиперактивный. Что это такое?»

Отвечает детский психолог, кандидат социологических наук Алла Бучкова.

Согласно словарю практического психолога С. Ю. Головина, гиперактивность представляет собой «отклонение от возрастных норм развития, характеризующееся невнимательностью, отвлеваемостью, импульсивностью в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенной активностью при нормальном уровне интеллектуального развития»... Читать полностью...


  • Что нужно делать…  Наказывать или нет?

Ответ подготовила Григорьева И.А., педагог-психолог, д/с № 11 "Малахитовая шкатулка" 

Вообще наказание – это наименее эффективный способ наказания. Оно имеет смысл  только тогда, когда Вы убеждены, что иначе поступить нельзя… Читать полностью…


  • Как принимать ребенка таким, какой он есть?

Ответ подготовила Григорьева И.А., педагог-психолог, д/с № 11 "Малахитовая шкатулка" 

Используйте безоценочный язык: избегайте суждений о способностях и характере ребенка, не используйте слов вроде «глупый», «плохой» и даже таких, как «хороший», «молодец», потому  что они все мешают, а не помогают ребенку… Читать полностью…


  • Как научить ребенка следовать указаниям, управлять своим поведением?

Ответ подготовила Григорьева И.А., педагог-психолог, д/с № 11 "Малахитовая шкатулка" 

При введении в повседневную жизнь ребенка не очень сложных правил, надо учитывать условия: правило должно быть конкретным и повторяться несколько раз… Читать полностью…


  • Что делать, если малыш упрямится?

Ответ подготовила Григорьева И.А., педагог-психолог, д/с № 11 "Малахитовая шкатулка" 

Обвиняя своего ребенка в упрямстве, подумайте, не упрямы ли Вы сами? Проанализируйте свое  поведение… Читать полностью… 


  • «Каждое утро я выдерживаю небольшое сражение в собственном доме. Ребенок не хочет вставать, отказывается одеваться, просит еще минуточку полежать и т. д. Он так долго собирается, что приходится постоянно его подгонять. К тому времени, когда мы выходим из дома, я чувствую себя усталой и раздраженной. Есть ли выход из подобной ситуации»

Отвечает Маслова О.И., педагог-психолог, д/с № 1 "Солнечный" 

Утро — самое сложное и трудное для ребенка время, требующее от взрослых особенно бережного отношения и внимания. Многие дети и родители начинают утро со своеобразного поединка, потому что не имеют времени для составления элементарного распорядка дня и не прибегают к помощи нескольких приемов, которыми я хочу с вами поделиться... Читать полностью...


  • Как выбрать спортивную обувь для занятий физкультурой?

Отвечает Панина А.А., инструктор по физической культуре, д/с № 1 "Солнечный"

Главные показатели при выборе кроссовок – минимальный вес, гибкая подошва, легкость снятия и надевания.

Не берите обувь на вырост. Это приводит к неправильному положению стопы в обуви и нарушению правильного развития походки ребенка.

Правильное расстояние между пяткой и задником 6 мм. это соответствует толщине указательного пальца взрослого человека. При использовании других стелек, например ортопедических, рекомендуется выбирать обувь на размер больше. Обратите внимание на задник и мысок спортивной обуви – это наиболее быстроизнашиваемые участки. Прочный мысок и приподнятая пятка помогают амортизировать удары о землю, а дополнительная вставка в задней и передней части защищают обувь от преждевременного износа.

С правильными кроссовками у вашего ребенка будут все причины полюбить физкультуру и со временем выбрать свой вид спорта!


  • Можно ли с помощью пособия «Детский календарь» автоматизировать звуки, поставленные логопедом?

Отвечает Дерлюк Л.В., учитель-логопед, д/с № 9 "Золотой петушок"

«Детский календарь» создавался для  содействия всестороннему развитию ребёнка. Выполняя задания календаря, дети всегда узнают что-то новое, совершенствуют память, мышление, воображение, восприятие и, конечно же, речь. Если ваш ребёнок посещает логопедические занятия, то вместе с логопедом он учится произносить какой-либо «трудный» звук. Чаще всего это звук «Р». И вот малыш научился – язычок задрожал! Теперь  основной задачей становится автоматизация этого звука, проще говоря – закрепление его в речи ребёнка. Это, пожалуй, самый длительный и трудный этап, который требует терпения от взрослых и самоконтроля от ребёнка... Читать полностью...


  • Как мне сказать ребенку о смерти? И стоит ли это делать?

Отвечает Бутакова А.Н., педагог-психолог, д/с № 50 «Кубик-Рубик»

В большинстве семей родители не рассказывают детям о смерти, пока не умирает кто-то из близких родственников. В прошлом, когда люди рождались и умирали у себя дома, смерть была естественной частью повседневной жизни, и дети принимали в этом участие наравне с другими. Сегодня важно отдавать себе отчет в том, что понимание смерти не включается в детскую картину мира само собой. Детям нужно рассказать о том, что такое смерть, эта тема, скорее всего их расстроит, но рано или поздно детям придется узнать об этом. К тому же жизнь детей настолько наполнена всевозможными открытиями мира, разными делами и заботами, что они довольно быстро могут забыть о смерти близкого родственника, пусть даже любимого. Эта «забывчивость» - один из защитных механизмов природы, охраняющих детскую психику.

Совсем маленькому ребенку (до 5 лет) говорить о смерти близкого человека не желательно. У него, еще не понимающего слово «смерть», может закрепиться страх собственной смерти или горя, ждущего именно его. Но каждый ребенок индивидуален и имеет свой уровень развития, который необходимо учитывать прежде, чем начать разговор о смерти.

Ребенку 5 лет и более все-таки нужно сообщать о смерти кого-либо из родственников – в осторожной форме, не тянуть с этим, потому что какой-либо «доброжелатель» может опередить вас и, не обладая нужным тактом, напугать вашего ребенка своим объяснением смерти.

От участия в траурной церемонии ребенка нужно освободить, но это не значит, что он не должен иметь представления об этой стороне жизни.

Чаще всего никто кроме родителей лучше не сможет найти подход к своему ребенку, они знают как повести с ним разговор, какой язык использовать. Если вам самостоятельно не удаётся найти нужные слова и помочь ему справиться с беспокойством, обязательно проконсультируйтесь с детским психологом лично.


  • Моя дочка совсем не любит рисовать. Что мне делать? Как помочь пробудить в ней интерес к рисованию?

Отвечает Казанцева Т.С., воспитатель по художественно-эстетическому развитию, д/с № 50 «Кубик-Рубик»

Малыши рано проявляют желание рисовать. Сначала они наблюдают за тем, как пишет и рисует взрослый. Их привлекают движение карандаша по листу бумаги, и самое главное, появление на ней следов... Читать полностью...


  • Если ребенок боится темноты... Нашему старшему сыну 4 года. Он рос тихим и спокойным мальчиком. Но месяц назад все изменилось. Стал тревожным, неожиданно может начаться истерика, плохо спит по ночам. С чем это может быть связано?

Отвечает детский психолог, кандидат социологических наук Алла Бучкова.

Обсудим актуальную тему детских страхов и тревожности в целом.

Для начала необходимо исключить физические заболевания. В этом поможет педиатр. Если физическое состояние малыша в норме, то подобные реакции в большинстве случаев возникают в связи со стрессом - начиная с эпизодического момента и вплоть до серьезных изменений привычного уклада жизни. Это может быть связано с переездом, выходом матери на работу, началом посещения детского сада, рождением малыша. Не всегда это будет проявляться явно... Читать полностью...


  • У меня растет мальчик. Ему сейчас шестой год и он очень шустрый. В детском саду с ребятами ссорится, иногда на него жалуются, да дома может порой не как ребенок ответить на наши замечания… Есть ли для дошкольников какие-нибудь характеристики/признаки, по которым можно понять, агрессивный мой ребенок или нет?

Отвечает педагог-психолог детского сада № 6 «Дельфин» Усатова Надежда Николаевна.

Давайте условимся, чтобы в дальнейшем, верно, понимать друг друга. Под понятием «агрессия» мы будем подразумевать разрушающее и враждебное поведение человека/ ребенка в отношении окружающих людей. А под «агрессивностью» – черту личности, которая с одной стороны, определяется врожденными способностями темперамента ребенка, а с другой – стилем общения и воспитания в семье.

Важно помнить, что не всегда агрессивное поведение ребенка обусловлено агрессивностью, а агрессивность также не всегда приводит к агрессивным действиям.

В агрессивности помимо отрицательных черт: раздражительность, импульсивность, обидчивость, негативизм и пр., есть и положительные: активность, самостоятельность, независимость, целеустремленность, уверенность в себе и др.

Вы легко можете узнать агрессивного ребенка среди других детей по следующим проявлениям: 

Ребенок часто сердится и раздражается

Часто противоречит и грубит взрослым

Часто обвиняет окружающих в своих ошибках

Ломает игрушки, рвет книжки, бросает различные предметы

Принуждает других детей поступать так, как ему удобно

Может ударить другого ребенка

Обижает и обзывает и младших и старших

Может затаить обиду, чтобы потом «отомстить»

Умышленно провоцирует конфликтные ситуации

При общении с другими может повышать голос

Однозначно говорить о том, что ребенок агрессивен, можно лишь тогда, когда хотя бы 5 из 10 выше перечисленных признаков наблюдаются в поведении Вашего ребенка достаточно длительное время (несколько месяцев). Большое количество данных признаков говорит о том, что ребенку нужна помощь взрослых, в том числе и педагога-психолога.


  • Что делать, если мой ребенок – драчун? Не могу оставить его без присмотра на детской площадке или в гостях, игры всегда заканчиваются дракой.

Отвечает детский психолог, кандидат социологических наук Алла Бучкова.

         Прежде всего, необходимо определить источник такого поведения. В большинстве случаев оно обусловлено особенностями воспитания или авторитарным примером кого-то из значимых взрослых. Если ребенка часто наказывают, то это тоже может способствовать закреплению агрессивного поведения по отношению к окружающим... Читать полностью... 


  • Существуют ли какие-либо универсальные правила поведения в семье, которые дисциплинируют ребенка и позволяют свести непослушание к минимуму?

Отвечает детский психолог, кандидат социологических наук Алла Бучкова.

Каждая семья индивидуальна и уникальна, в ней складываются собственные нормы и традиции. Но некоторые правила, тем не менее, используются во многих семьях и потому могут условно считаться универсальными, например:

- хранить вещи в специально отведенном месте или в своей комнате;

- самому убирать посуду после еды (вещи в шкаф, свои игрушки и т.д.);

- вести себя дружелюбно, никого не оскорблять;

- доверять и поддерживать друг друга;

- все члены семьи вместе… (каждый вечер собираются на ужин, в выходные едут на дачу и т.д.);

- папа и мама вместе решают, стоит ли наказывать ребенка... Читать полностью.


  • Мой ребёнок начал интересоваться буквами. Как с ним поиграть, чтобы он их запомнил?

Отвечает учитель-логопед д/с №50 «Кубик-Рубик» Елисеева Марина Леонидовна.

Предлагаю несколько простых игр, которые помогут ребёнку запомнить буквы:

- Выкладываем буквы. Где?         На столе       На полу       На земле

                                  Из чего?    Из верёвочек        Спичек        Палочек       Шишек         Макарон и т.п.

- Пишем буквы на манке, муке, песке, снегу и т.д.

- «Солёные буквы». Можно испечь из солёного теста. Сделать разного размера. Готовые буквы раскрасить. Придумать своё «буквенное» дерево,  развешивать на нём буквы, называя их, составляя слоги и слова.

- Взрослый пишет часть буквы, а ребёнок должен догадаться, что это за буква и дописать её.

- Рисуем буквы на спине!

- «Зеркальные буквы». Пишем букву зеркально, узнать её можно с помощью зеркала.

Желаю успехов!


  • Мой ребенок очень подвижный, порой не может усидеть на месте, не знает чем занять себя. Что с ним делать? Во что поиграть? Как отвлечь?

Отвечает Бутакова А.Н., педагог-психолог д/с № 50 «Кубик-Рубик»

С каждым годом становится все больше и больше активных и подвижных детей, детей-непосед, современный ритм жизни диктует свои правила. Родители вечно куда-то спешат, стараются делать многие дела на бегу, а дети растут в такой атмосфере и для них быстрый ритм жизни становится нормой. Как быть с непоседливым ребенком?

Для начала рекомендуется сократить время просмотра телепередач и компьютерных игр, вовремя укладывать ребенка спать, постараться создать для него комфортный и правильный режим дня.

И не стоит забывать об игре. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Предложите своему активному малышу поиграть вместе. Но для начала попробуйте его поймать…

1.Обнимите, прижмите к себе нежно, но крепко. Затем возьмитесь с ним за руки и попрыгайте 10 или 20 раз под громкий счет.

2.Поиграйте в «Море волнуется раз». Возьмитесь за руки и попробуйте изобразить шторм, большие и маленькие волны.

3.Завладейте детским вниманием. Предложите: «Я буду командир, а ты мой верный солдат! Попробуй выполнить все мои команды и не ошибиться». Команды для ребенка можно придумать любые: потянуться вверх на носочках, наклониться, помахать руками, ногами и т.д. Потом можно поменяться местами.

4.Укройтесь пледом или одеялом с головой, устроив домик. Расскажите своему ребенку секрет, о котором никто не знает кроме вас.

5.Можно завалиться на диван и предложить тоже самое сделать ребенку;  закопаться в мягкие игрушки или подушки.

6.Когда ребенок станет спокойнее, можно завернуться в плед вдвоем, как гусеницы в кокон.

7.Займитесь с ребенком «йогой животных»: пусть ребенок изобразит кошку, собаку, волка и т.д. Покажите ему пример.

8.Поиграйте в кафе. Если ребенок проголодался, предложите ему еду, которую нужно интенсивно пережевывать. Это помогает снять агрессивные импульсы.


  • Как привлечь ребенка заниматься физкультурой дома?

Отвечает инструктор по физической культуре детского сада № 9 "Золотой петушок" Каплина Елена Владимировна

Личный пример родителей очень важен. Если большую часть времени они проводят перед телевизором лежа на диване, то активный образ жизни едва ли заинтересует детей. Скорее всего, они усвоят именно «теле-диванную» модель досуга. Другое дело, модель «спортивная», когда дети и родители вместе занимается спортом. Дети с самого раннего возраста не на словах, а на деле осознают, что быть активным  - это полезно для здоровья. Они открывают для себя, что совместные занятия спортом — это еще и весело, куда веселее, чем спортивная секция из-под палки... Читать полностью.


  • Как организовать рабочее место ребенку для занятий изобразительной деятельностью в домашних условиях и на что нужно обращать внимание родителей во время рисования детей?

Отвечает Глебова Ольга Владимировна, воспитатель по художественно-эстетическому развитию детского сада № 1 "Солнечный"

Чтобы вашему ребенку было удобно заниматься творчеством, организуйте ему рабочее место: стол и стул, соответствующие росту дошкольника, достаточное освещение. Приобретите мягкие цветные карандаши, яркие краски, кисти разных размеров, фломастеры, восковые мелки, шариковые ручки.

От начальных занятий рисования и раскрашивания зависит очень много. Если оставить без внимания то, как ребенок держит карандаш или кисть, это может сказаться на подготовке к школе.

Его рука не должна быть напряжена, а кисть жестко фиксирована. Занимаясь рисованием, важно иметь возможность раскованного, свободного движения.

Обратите внимание на осанку ребенка. Чтобы не утомлять позвоночник, не позволяйте заниматься творчеством в течение длительного времени. Делайте динамические паузы. И не забывайте – лучший отдых, это смена занятия.

Научиться рисовать, лепить, вырезать может каждый ребенок, если родители уделяют внимание этим занятиям, если они терпеливо помогают детям овладеть навыками и умениями и помнят о том, что изобразительное творчество требует от ребенка большого труда, усидчивости и интереса. Очень важно, чтобы каждый ребенок испытывал радость творчества.


  • Мой сын дерется в группе, на него жалуются воспитатели.Что мне делать?

 Отвечает Лавлинская Людмила Викторовна, педагог-психолог детского сада №3

          Во-первых, развести ситуации. Если вы, как мама, не наблюдаете ситуаций агрессивного поведения со стороны сына дома, в общении со сверстниками на игровой площадке, на прогулке в выходные дни, то ситуация драки со сверстниками в группе говорит о межличностном конфликте, потребности в развитии способности выстраивать ЛАДные и МИРные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми именно в пределах своей группы детского сада. То есть речь идет о коммуникативных навыках и умениях.

          Если же Вы, как мама, видите, что сын активно орудует кулаками, болезненно реагирует на поражения, сам провоцирует схватки, драки и любимая игрушка пистолет, то мы смело можем говорить о ярко выраженной силе ВОИНА у Вашего сына. Что же дает Сила Воина ребенку? Желание и возможность побеждать, быть самым первым, лучшим, успешным, действовать так, чтобы последнее слово всегда оставалось за тобой. А еще у Воинов обостренное чувство справедливости и завестись они могут, как говорится, с пол-оборота. Иногда эта сила действует разрушительно помимо воли мальчика, и здесь без помощи взрослого не обойтись. Поэтому очень важно мальчику-воину как можно раньше показать ценностные ориентиры, дабы он сам смог ответить на вопросы, что хорошо, что плохо.

          А еще для воспитания здорового характера ребенка с явно выраженными чертами Воина необходимо:

- Организовать постоянную хорошую физическую нагрузку.

- Неукоснительно придерживаться четкого расписания и распорядка дня.

- Важно, чтобы у ребенка–Воина в квартире имелась своя территория, пусть защищает ее от внешних врагов: Беспорядка и Грязи.

- Учите ребенка достойно переживать как победы, так и поражения.

- Читайте сказки о героях, истории о полководцах и сражениях.

- И, конечно, для мальчика Воина очень важны авторитеты и высокие цели!

         Кстати, Сила Воительницы может быть представлена и у девочек! 

         Пусть взрастает и направляется Сила Воина на укрепление Мира и Лада, Победу над злом, защиту Добра и Справедливости!


  • Ребёнку пять лет. Постоянно разбрасывает игрушки. Убирать отказывается, приходится заставлять. Как приучить его к аккуратности и порядку в доме?

Отвечает детский психолог, кандидат социологических наук Алла Бучкова.

Отлично, что вы заговорили об аккуратности. Ведь это качество относится к разряду социальных и формируется в семье. Соответственно, именно в ваших силах сделать ребёнка аккуратным или превратить в неряху.

Вопросы аккуратности обычно поднимаются в полтора-два года, а закрепляются к трём-четырём. В вашем случае речь идёт уже о необходимости перевоспитания, которое, как известно, куда тяжелее. И всё же возможность изменить поведение ребёнка к лучшему есть всегда... Читать полностью.


  • Мой ребёнок может часами играть на телефоне, а ему всего шесть. Как его отучить от этого занятия?

Отвечает детский психолог, кандидат социологических наук А.Бучкова.

На сегодняшний день лучше формулировать вопрос с позиции «не как отучить», а как ограничить влияние телефона и прочих девайсов. А ещё лучше – как сформировать адекватную культуру потребления информации в принципе. Полный запрет может иметь обратный эффект, к тому же владение телефоном и успех в онлайн-играх связаны с популярностью среди сверстников.

Итак, как же ограничить вредное влияние цифровых устройств? Прежде всего ввести в качестве правила строго отведённое время на ежедневные игры. В дошкольном возрасте оптимально не более 15 минут в день. За каждым нарушением правила должно следовать временное лишение телефона или доступа к играм.

В силах родителей ограничить перечень игр, в первую очередь исключить сцены жестокости. По возможности выбирать развивающие игры. Лучше разрешать ребёнку играть только дома и следить, чтобы он прекратил делать это минимум за два часа до сна. Большое значение имеет зрительная гимнастика и двигательная активность после игр. Важно знать и соблюдать правила безопасного использования цифровых устройств, учитывать возрастные ограничения, состояние здоровья и индивидуальные особенности конкретного ребёнка.


  • Почему у моего сына долго не могут поставить звук «Р», а у дочери моей подруги логопед поставил звук всего за месяц?

Ответ учителя-логопеда: Все дети разные, и причины нарушения речи, в том числе и звукопроизношения, разные! Когда специалист, учитель-логопед, оценивает продвижения, успехи ребёнка, он учитывает много факторов:

- причины нарушения речи: степень выраженности неврологических или функциональных причин нарушения речи, звукопроизношения у каждого ребёнка разные! У одного – функциональная дислалия, тогда, действительно, звук можно быстро поставить и автоматизировать за короткий период времени. Ну, а если у ребёнка дизартирические нарушения, т.е. нарушено снабжение нервной энергией (иннервация) органов артикуляции – и языка, и губ, и голосовых связок – тогда только на постановку звука уйдёт не один месяц. Да и без консультации и лечения врача невролога не обойтись!

- посещаемость занятий: если ребёнок болел, то время его отсутствия надо умножить на два и вычесть из времени работы, постановки звука. Как эта формула работает? Малыш проболел две недели, а из занятий вычитаем четыре недели. Вот ребёнок и «оказался» на начальном этапе работы!

- помощь родителей: одна мама, заинтересованная в эффективности занятий с логопедом, активно принимает участие в постановке звука – выполняет артикуляционную гимнастику, делает «моторчик» со своим малышом. Да и времени на это тратится всего 5-10 минут за вечер! Другая мама полагает, что это дело исключительно специалиста. Как Вы думаете, чей ребёнок быстрей зарычит?


  • Как «Детский календарь» помогает родителям будущих первоклассников?

Отвечает педагог-психолог детского сада № 9 «Золотой петушок» Киселева С.И

Для успешного освоения программы школьного обучения дошкольнику необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить. Дидактическое пособие «Детский календарь» содействует развитию детей старшего дошкольного возраста и подготовке к обучению в школе. На цветных страничках календаря авторский коллектив предлагает для дошколят разнообразные игры, творческие задания, полезную информацию для познания и чтения. Время, проведенное вместе с ребенком, подскажет родителям - какие задания вызывают у ребенка интерес и создают ситуацию успеха, а какие затруднения. Детский календарь помогает родителям  интересно и содержательно организовать семейный досуг, создает единое информационное пространство для общения родителей и детей дома.

Например, игра «Танграм» это головоломка или геометрический конструктор. Она состоит из двух больших треугольников, одного среднего треугольника , двух маленьких треугольников, квадрата и параллелограмма. Используя семь частей можно составить много различных изображений по образцам и по собственному замыслу. Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня развития сенсорного развития ребенка. Дети знакомятся не только с названием геометрических фигур, но и с их свойствами, отличительными признаками, овладевают способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещая их с целью получения новой фигуры (силуэты животных, насекомых , цветы и т.д)

Первые прописи, разнообразные задания, предложенные авторами в детском календаре, развивают у детей мелкую моторику пальцев рук, формируют произвольность психических процессов, познавательную инициативу и целеполагание. Игровая мотивация способствует проявлению интереса и любознательности у юных исследователей. Дружба с детским календарем содействует всестороннему развитию дошкольника, мотивирует на успешное обучение ребенка в начальной школе.

Игровые занимательные задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, способствуют развитию учебно-познавательной мотивации у будущих первоклассников, формированию предпосылок к учебной деятельности, подготовки руки к письму. Разнообразные задания на страничках детского календаря привлекают своей новизной, дарят детям и их родителям радость общения и положительные эмоции.


  • Можно ли детям приносить в детский сад свои игрушки?

Детям разрешается приносить с собой свои игрушки, но родители должны понимать, что в группе одновременно находится много детей, которые, возможно, захотят тоже поиграть с этой игрушкой. Если Ваш ребёнок будет готов поделиться своей игрушкой с другими детьми, то стоит разрешить ему принести игрушку в детский сад. В противном случае стоит предложить ребёнку играть ей дома. Если игрушка дорогая, то стоит учесть, что воспитатель, помощник воспитателя и администрация детского сада не несут материальной ответственности за игрушки детей, принесённые из дома.